Издательское дело, издательское дело и редактирование, книжное дело
  Форум по издательскому делу и редактированию  
 

Помогите детям

Русфонд

 

Орфография
 
 




 
Книг стало больше, чем читателей
700 млн экземпляров - таков суммарный тираж книг по итогам прошлого года. Эти цифры прозвучали на открытии 18-й ММКЯ. Что и говорить, впечатляет. Впрочем, стоит вспомнить: 30 процентов населения страны не читает книг вообще. А около 50 процентов их никогда не покупает. "Известия" решили выяснить, как за последнее время изменилась издательская политика и как она отражается на ассортименте книжных магазинов, что находит спрос у читателя и что нас ожидает в ближайшем будущем.

Десять издательских домов держат 55 процентов рынка

Какова же читательская активная аудитория России? И самое главное - в чем эта читательская активность состоит. Ведь 700 миллионов - это вообще вся печатная продукция: и учебники, и справочники, и специальная литература, и "книжки-раскладушки" для детей. И все это приходится не на 150 миллионов, а на 75 миллионов активных потребителей книги. Большая часть из них - потребители по принуждению. Действительно, ведь детям нужны учебники, контурные карты, атласы и прочее, взрослым - специальная литература, пособия по государству и праву, технике и технологиям, быту и досугу. В результате и эти (весьма условные) 75 миллионов сокращаются по крайней мере вдвое. Хорошо, идем дальше. 23% из 700-миллионного тиража поставляет на книжный рынок издательство "ЭКСМО", первое среди десяти крупнейших издательств России. Замыкает десятку издательство "Рипол классик" - 1,7%. На долю десяти издательских домов приходится выпуск 55,2% всех книг России. Большую часть этой внушительной книжной продукции, которая обрушивается на население России, составляют книги повышенного спроса, то есть разного рода бестселлеры, всяческие Брауны и Донцовы, доморощенная мистика и эзотерика, популярная книжная попса всех видов. Настоящая книга (классика, современная отечественная художественная литература, философия, история, книги по искусству) в результате имеет аудиторию в 5-6 миллионов.

Хорошая книга не выходит за пределы МКАД

Большая часть этих книг приобретается в крупных городах, а по сути говоря, в Москве и Петербурге. Настоящие книги до регионов просто не доходят. В провинции книга вообще стоит дороже, потому что нет нормальной (независимой) сети распространения. Крупные издательства могут свою продукцию распространять собственными силами, и, разумеется, они поставляют в провинцию тиражные издания. Эксклюзивные издания, дорогие книги, книги, хорошо изданные, продукция малых и средних издательств - все это сосредоточено в двух столицах. Попробуйте купить в провинции, скажем, сборник поэзии, или культурологическое исследование, или серьезное издание зарубежного или отечественного классика.

Стоит ли гордиться книжным валом, щеголять миллионными тиражами? Стоит ли оправдывать этим государственное безразличие к книге, ведомственное равнодушие? Министерские чиновники охотнее сотрудничают с крупными издательскими домами. Им нет дела до "экологии рынка", до интеллектуальной книги. Между тем как раз малые книжные издательства, которые долгое время работали как цеха, как своего рода книжные лаборатории, постепенно становятся все более и более некоммерческими, то есть не могут существовать без поддержки, без субсидий, без грантов. Потому что хорошая книга требует усилий, она дорого стоит. И главное - ее сегодня невозможно распространить. Она чаще всего не выходит за пределы МКАД (к слову сказать, в Москве 2500 книжных издательств). Кто, например, кроме как в столичных книжных магазинах видел "Биографию Лондона" Питера Аккройда, которая сметается с прилавков, несмотря на цену 600 рублей? Или это книга только для москвичей, а житель Саратова или Перми может довольствоваться книжным ширпотребом? Именно малые издательства поставляют на рынок качественную книжную продукцию, то есть книги, гарантирующие уровень издания, перевода, научного комментирования, оформления, бумаги, наконец.

Маленьких издательств не останется

Процесс поглощения малых издательств крупными только начинается. Можно, конечно, надеяться на цивилизованный характер этих изменений, когда малое издательство сохраняет свой характер и свою автономию в рамках большого издательского дома, а следовательно, обеспечивает и интеллектуальный потенциал книгоиздания. Российский рынок приближается к западным стандартам. Проблемы малого книжного бизнеса существуют везде. Но на Западе действуют специальные программы поддержки малых и средних издательств. У нас на поддержку правительства гораздо меньше надежды. Государственные мужи предпочитают говорить об идеологии чтения, о "духовном богатстве народа", о миллионных тиражах. Действительно, гораздо легче гордиться тем, что Россия сохранила ведущее место среди самых читающих стран мира. Даже при том, что большая часть населения с увлечением читает Донцову, Маринину, Бушкова и прочая и одновременно штудирует букварь.

В результате страдает активный читатель, и в первую очередь активный читатель в провинции. В результате качественной книге (то есть книге настоящей во всех смыслах этого слова) все труднее находить своего издателя и читателя.

Директор издательства Ad marginem Александр Иванов: "Маленькое издательство не получает значительного оборота, а просто может быстрее выпустить книгу"

У маленьких издательств, как наше, меньше возможностей по рекламной политике, но есть преимущества - они более мобильные, быстрее принимаются решения. У нас планы как раз не расширять свою деятельность, а концентрироваться максимум на 20 книгах в год, которые были бы заметными. Признак издательского профессионализма в том, что половина издаваемых книг становятся допечатками. Если у нас много допечаток - значит, мы существуем в нормальном режиме, а у нас это примерно половина издаваемых книг. Пока угроза со стороны крупных издательств скорее абстрактная, потому что какие-то авторы уходят, какие-то новые приходят. Мы во многом продвинули на рынок Сорокина. До нас он издавался тиражом 3 000 экземпляров, у нас он стал издаваться за сотню, потом его перекупило не очень большое издательство "Захаров". Но Сорокин не является коммерческим автором и поэтому большие монстры типа "ЭКСМО" или "АСТ" его не покупают. И у "Захарова", насколько я знаю, его продажи не столь велики - они издали 30 000 "Пути Бро" и, по-моему, продажи не больше 20 000. Так что мы ничего не потеряли в коммерческом смысле - тут скорее потери, связанные с личными отношениями.

Когда книги издаются совместно, то чаще всего это идея одного издательства, а деньги и распространение другого - это трудно назвать совместным проектом. В этих случаях работа маленького издательства становится работой редакционного отдела большого издательства. Маленькое издательство не получает какого-то значительного оборота, а просто может быстрее выпустить книгу, которую из чистого человеколюбия хочет видеть на рынке.

Главный редактор издательства "Фантом Пресс" Игорь Алюков: "В России нет внятной сети реализации книги"

Если книгоизданию и грозит глобализация, то частичная. И связана она не с тем, что у крупных издательств есть средства для выживания, а у малых нет. Ведь в Москве малые издательства успешно конкурируют с крупными. Дело в том, что у больших издательств есть свои торговые сети распространения книги. Это огромное преимущество в условиях России, когда нет внятной сети реализации книги. Независимой сети распространения, независимой прежде всего от других издательств (вроде новосибирской "ТОП-книги", с которой малые издательства связывают, кстати говоря, большие надежды). Понятно, что малым издательствам сложно конкурировать с мощными издательскими домами в битве за "мегабестселлер". Им гораздо проще формировать бестселлер, найти автора, который будет пользоваться спросом. Крупные издательства этим не занимаются, они либо берут готовые иностранные бестселлеры, либо переманивают уже раскрученных российских авторов.

Директор книжного магазина "Москва" Марина Каменева: "Читателю не важно издательство, важно, как издана книга"

Читателю не важно, какое издательство выпустило книгу, важно, как она издана. У нас книга в обложке, хотя она более дешевая, продается хуже, чем в переплете. Это, наверное, для центра Москвы характерно. Конечно, если это покупается не для чтения в метро, а в библиотеку, то обращают внимание на качество бумаги, полиграфию и даже на переводчика.

Более сильные издательства открывают направления и берут в свой издательский портфель ту тему, которой занималось то или иное небольшое издательство. Получаются двойные проекты: портфель более мелкого издательства и финансирование крупного. У них даже на титуле иногда стоит два издательства, например, "Независимая газета" и "Амфора", "Текст" и, если не ошибаюсь, "АСТ".

На каких условиях они договариваются, мне сложно сказать, но для читателя и для книжной торговли это хорошо. Иначе книга могла бы вообще не выйти. Не всегда обладатель авторских прав имеет финансовую возможность реализовать тот или иной проект.

Участник проекта "Фаланстер" Борис Куприянов: "Книги дорожают, тиражи падают, рынок становится европейским"

Мы делаем ставку не на издательство, а на книгу. Если издательство "АСТ" или "ЭКСМО", что часто бывает, издает хорошую книгу - она к нам попадает. Закрылось издательство "Университетская книга", которое издавало огромное количество книг по философии, то, что это произошло, грустно и печально.

В последнее время книги дорожают, тиражи падают и рынок приобретает абсолютно другую форму - европейскую. Если раньше издатель считал, что должен продать книгу за год, тогда она рентабельна, то сейчас наступает другой момент, когда издатель решает: зачем продавать книгу за год, когда можно продать ее за пять лет, но установить цену таким образом, чтобы за первый год получить ту же прибыль, как если бы он продал весь тираж. В принципе это положительные изменения, потому что если говорить о рынке интеллектуальной литературы, то есть не о художественных произведениях, то книги, например, по философии всегда будут представлены. Но, с другой стороны, это влечет за собой удорожание книг. Вы, наверное, обратили внимание, что книги по философии подорожали больше чем в 2 раза за год.

Скоро физически те магазины, которые сейчас работают в России, не будут справляться с объемом книжной массы. Центральные магазины работают таким образом, что покупают книжку, только если она выпущена не больше чем год назад. Как только книжка год продавалась, если она не бестселлер, ее исключают из продаж. И огромное количество прекрасных книг лежит на складах, например, "История безумия в классическую эпоху" (Мишель Фуко) - книжка есть в России, но не продается в крупных магазинах, потому что выпущена 2 или 3 года назад. Такие книги продаются только в маленьких магазинах, на рынках и еще каким-то образом. Рынок сейчас к этим изменениям не готов. Потому что площади магазинов не увеличиваются. Огромный спектр рынка уйдет из крупных магазинов, если в этой области не будет предпринято никаких усилий.

Исполнительный директор центра маркетинга ТД "Библио-Глобус" Лариса Веденьева: "Малые издательства открывают новых авторов"

Все, что издается в России, должно быть на полках "Библио-Глобуса". Мы принимаем и размещаем на своем сайте информацию о всех книгах, которую могут и хотят предложить нам издатели. На узкоспециальную литературу, которую невозможно сейчас купить в других книжных магазинах, мы принимаем предварительные заказы. Достаточно лишь зайти на наш сайт.

В последнее время доля крупных издательств в общем объеме рынка увеличивается, средних и малых - сокращается. Как правило, малые издательства открывают новых авторов, гибко реагируют на читательский спрос. Таким издательствам нелегко выживать в современном мире. Мы стараемся всемерно помочь в их нелегкой миссии. Здесь очень важна оперативность - быстро принять заказ, получить товар, реализовать его и тут же заплатить за проданный тираж.

Генеральный директор издательства "ЭКСМО" Олег Новиков: "Лидером продаж по-прежнему является Дарья Донцова"

В настоящее время издательство концентрируется на удержании лидерских позиций в сегменте "Взрослая развлекательная литература", "Детская развлекательная литература". В ближайших планах "ЭКСМО" - серьезное расширение ассортимента, усиление присутствия на рынке деловой, обучающей, образовательной литературы, словарей, справочников. Безоговорочным лидером продаж по-прежнему является Дарья Донцова.

Источник: Известия



Источник http://www.ruprint.ru

2008-11-14
 

Другие статьи:
- Книжный рынок в кризис. Точка зрения
- Основная проблема книжного рынка России – книгораспространение
- Книг стало больше, чем читателей
- Полиграфическое оборудование в лизинг?
- С ног на голову
- Малотиражная литература
- Книжный рынок





Навигация
  - Статьи
  - Учебники / Книги
  - Рефераты / Дипломы
  - Добавить материал
  - Другие книги

Редактирование
  - Статьи
  - Учебники / Книги
  - Рефераты / Дипломы
  - Добавить материал
  - Другие книги

Книжное дело
  - Статьи
  - Учебники / Книги
  - Рефераты / Дипломы
  - Добавить материал
  - Другие книги

Программы

Самоучители
  - Adobe InDesign
  - QuarkXPress
  - Adobe PageMaker
  - Adobe Illustrator
  - CorelDraw

Поиск по сайту
Форум

Гостевая книга